Использование самомассажа в логопедической практике
Автор: учитель-логопед Удалова Евгения Геннадьевна
В рамках конкурса "Педагогическая радуга -2011"
по теме: "Здоровье дошкольника"
Логопедический
массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых
речевых нарушений используется достаточно давно. Целесообразность использования
приемов массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не
вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия,
ринолалия, заикание.
Логопедический массаж — активный метод механического
воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей
периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой
одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной
стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком
или взрослым), страдающим речевой патологией.
Самомассаж
является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который
выполняется логопедом.
Целью логопедического
самомассажа является в первую очередь стимуляция
кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического
речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного
тонуса данных мышц. В практике логопедической работы использование приемов
самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического
массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только
индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого
самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в
различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней
гимнастики, после дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при
этом приемы самомассажа могут предварять
либо завершать артикуляционную гимнастику.
Длительность
одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 — 10 мин. Каждое движение выполняется в
среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем
они могут варьироваться в течение дня. Естественно, что перед проведением
самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.
Дети
обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением
приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они
могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лежа (например, в
кроватках после дневного сна). Обучая детей самомассажу, логопед показывает
каждый прием на себе и комментирует его.
Дети
выполняют массажный прием самостоятельно, вначале
при наличии зрительного контроля
(зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под
стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном
ритме. Процедура самомассажа проводится, как правило,
в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме:
массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.
Во
время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта,
напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.
Процедура
выполняется теплыми руками. Для этого полезно проведение самомассажа пальцев
рук.
Перед
прослушиванием сказки дети моют руки с мылом. Каждое движение повторять по пять
раз.
|