Автор: учитель-логопед Веснина Наталья ЮрьевнаВ рамках конкурса "Педагогическая радуга -2011"
по теме: "Здоровье дошкольника"Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся
перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими
нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств
коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих
достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у
детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи
нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс
коррекции речи детей – логопатов и способствуют оздоровлению всего организма
ребенка. Эффект применения зависит от профессиональной компетенции педагога,
умения использовать новые возможности, включать действенные методы и систему
коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям
во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
Кроме того альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия
интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной
медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
На сегодняшний день методов нетрадиционного
воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-,
песко- , кристалотерапия и др.), но хочется остановиться на одном, который
является целесообразным и эффективным: су – джок терапия. Этот метод направлен
на нормализацию мышечного тонуса (который как правило нарушен при
дизартрических расстройствах речи) и и улучшение психоэмоционального состояния
детей.
Су – Джок терапия
Цель:
·
Нормализовать
мышечный тонус.
·
Опосредованно
стимулировать речевые области в коре головного мозга
Су-джок
акупунктура (су-кисть, джок – стопа)
последнее достижение восточной медицины. Первой ступенью су-джок терапии может
легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь
себе. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах – это
«дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддержать
себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.
Су-джок
терапия – это высокая эффективность,
безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее
время. С помощью колей («ёжиков») удобно массировать пальцы для благотворного
влияния на весь организм.
Исследования невропатологов, психиатров и физиологов
показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей
коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих
от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой,
лепкой, рисованием в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие
речи ребенка.
Эффективность применения нетрадиционных методов
терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции.
В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает
необходимыми речевыми навыками и умениями.
Пальчиковая
игра «Черепаха» (у детей в руках
су-джок)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой
руке, затем на левой.
"Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(дети катают
су-джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(су-джок между большим пальцем и остальными, которые
ребенок держит «щепоткой». Надавливают
ритмично на су-джок, перекладывая из руки в руку.)
Никого я не боюсь"
(дети катают
су-джок между ладоней)
Пальчиковая
игра «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой
руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(дети катают
су-джок между ладонями)
На спине иголки
(массажные
движения большого пальца)
очень-очень колкие.
(массажные
движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,
(массажные
движения среднего пальца)
нам колючки показал,
(массажные
движения безымянного пальца)
А колючки тоже
(массажные
движения мизинца)
на ежа похожи.
(дети катают
су-джок между ладонями)
Пальчиковая
игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой
руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(надеваем
кольцо су-джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем
кольцо су-джок на указательный палец)
С этим братцем
щи варил,
((надеваем
кольцо су-джок на средний палец)
С этим братцем кашу ел,
(надеваем
кольцо су-джок на безымянный палец)
С этим братцем песни пел.
(надеваем
кольцо су-джок на указательный палец)
Список литературы
1.
Аммосова Н. С.
Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе [Текст] :
Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.
2.
Бот О. С.
Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи [Текст]
: Дефектология, № 1, 1983
3.
Крупенчук О.И.
Уроки логопеда [Текст] : Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 – С.
32.
4.
Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев [Текст] :
веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94
5.
Османова Г.А
Новые игры с пальчиками для развития мелкой
моторики [Текст] : Популярная логопедия / Османова Г.А – КАРО, 2008 – С.
160
6.
Пак Чжэ Ву Вопросы
теории и практики Су Джок терапии [Текст] : Серия книг по Су – Джок терапии / Чжэ
Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
7.
Светлова И.
Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72