Шиян А.В.
Развитие
речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: как ни в
каком другом возрасте быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое
оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши
имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и
правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо,
неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее
типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только
звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов:
"апиед" вместо "велосипед"), неправильное ударение и пр.
На данном
возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно
произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос
младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно
(особенно если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо.
Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной
громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как
громко говорят окружающие и они сами.
Предлагаемые
ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания,
правильного восприятия речи, учить малышей соотносить звучащее слово с
картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, а также трех-,
четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить
звукоподражания.
Угадай, что
звучит
Наглядный
материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Взрослый
показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и
просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает
послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по
столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за
ней воспроизводит звучание указанных предметов. "Что звучит?" —
спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова звенит колокольчиком,
стучит молоточком и т. д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали
звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
Чудесный
мешочек
Наглядный
материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных (утенок,
гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.).
Все
перечисленные выше игрушки сложены в мешочек.. Родитель, держа мешочек,
подходит к ребенку и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек,
предлагает вынуть оттуда одну, показать ее и громко назвать. Родитель
добивается, чтобы ребенок правильно и внятно называл игрушку. Если ребенок затрудняется
ответить, взрослый подсказывает ему.
Следующие
игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных
звуков в словах, помочь им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.
Магазин
Наглядный
материал : игрушки, в названиях которых есть звуки м – мь, п – пь, б
– бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан,
балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.).
Родитель
расставляет на столе игрушки и предлагает ребенку поиграть. "Я буду
продавцом", — говорит он и переспрашивает: "Кем я буду?".
Ребенок отвечают. "А ты будешь покупателем. Кем ты будешь?" —
"Покупателем", — отвечают ребенок. "Что делает продавец?" —
"Продает" — "Что делает покупатель?" —
"Покупает". Взрослый показывает игрушки, которые он собирается
продавать. Ребенок называют их. Затем родитель приглашает к столу ребенка и
спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например,
мишку. Родитель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом
слово "пожалуйста" выделяет голосом. Взрослый дает игрушку и
одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок
отвечает. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы.
Родитель
следит за тем, чтобы ребенок правильно произносил звуки м – мь, п – пь,
б– бь в словах, отчетливо выговаривал слова с этими звуками.
Можно ездить
или нет
Наглядный
материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также
других предметов имеющих в названии звукс (сь): санки, самолет,
велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.
Дети по
очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет
изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Взрослый следит за
тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо
выговаривали слова с этим звуком.
На прогулку
в лес
Наглядный
материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица,
корзина, блюдце, стакан, автобус и др., в названиях которых имеются звуки с (сь),
з (зь), ц).
Взрослый
выставляет игрушки и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям
отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши
выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное
заранее место. Взрослый следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и
громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.
Скажи, как я
Цель: учить
детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие
(различать степень громкости произнесенных слов).
Взрослый
предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить
(повторять) их так же. Следить за тем, чтобы ребенок произносил слова
отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
Для данного
упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети
испытывают затруднения.
|