Веснина Н.Ю.
Развитие речи детей
раннего возраста и рекомендации к его улучшению
Ранний
возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей
взрослой личности.
К
3-м годам объем мозга ребенка составляет ¾ массы мозга взрослого человека. К
этому же времени в основном заканчивается анатомическое созревание речевых
областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного
языка, накапливает большой запас слов.
В
разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «Где зайка?»,
«Куда ты положил машинку?» Интерес к окружающим предметам пробуждает его
общаться к взрослым с вопросами: «Что это?», «Зачем?» ,«Куда?», «Когда?»
При
нормальном речевом развитии в словаре к 3 годам используется около 1500 слов, к
4 годам-2500 слов. Причем в словаре малыша преобладают 60% существительные, 30%
глаголы и 10% прилагательные. Обследования проводились мной на 2-младшей группе
с детьми, у которых нормальное речевое развитие
.
В
этом возрасте в речи детей преобладают слова- названия, собирательные
существительные (посуда, мебель, одежда, животные)пока отсутствуют. В речи
часто малыш использует облегченные слова (говорит собака вместо ранее
употребляемого ав-ав).
Речь
– это результат согласованной деятельности как речевых, так и не речевых
областей головного мозга. Речь не может формироваться изолированно от мышления,
памяти , внимания ,восприятия, и зависит от их уровня развития.
К
3-4 годам, дети должны уметь повторять за взрослым короткий рассказ (по картинке,
по серии картинок). Должны четко произносить звуки:
А,О,Э,П,Б,М,И,Ы,У,Ф,В,Т,Д,Н,К,Г,Х,Й.
Существует
тесная связь между развитием речи и развитием крупной и мелкой моторики рук,
т.к. проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой
зоне, которая формируется под влиянием импульсов поступающих от пальцев.
Поэтому рекомендуется — постоянно использовать в общении с ребенком игры или
пособия по мелкой моторике.
Рекомендуется учить детей вслушиваться в звучание слов (чтение
книг, слушание аудиокниг, обсуждение праздников), развивать слуховое
восприятие (повторять за взрослым слова, разучивать, чистоговорки, пословицы,
стихи).
С
этого периода необходимо тренировать артикуляционный аппарат, и создавать
предпосылки для появления свистящих и шипящих звуков С,З,Ц,Ч,Ш,Ж,Щ. В общении с
ребенком можно использовать различные движения губ и языка в игровой форме.
Итак,
для того чтобы речь ребенка развивалась
в норме- необходимо:
А. Развивать
высшие психические функции: память, внимание, мышление и восприятие используя:
1. Чтение книг.
2. Перссказы
прочитанного.
3.
Беседы, рассказы на различные темы:
-
как я провел сегодняшний день,
-что
нового я увидел, узнал, запомнил,
-что
мне понравилось на празднике,
-
что я увидел на прогулке,
-что я сегодня кушал.
4. Слушание
аудиосказок и обсуждение их.
Б. Развивать
мелкую моторику:
-пальчиковая
гимнастика,
-рисование
пальцами,
-лепка
из пластилина, соленого теста, глины,
-аппликации
из :крупы: скорлупок семечек,орехов;косточек.
-нанизывание
на проволоку бусинок, пуговец.
В. Развивать
артикуляционный аппарат, используя истории « Веселого Язычка», которые Вы сможете прочитать в следующей теме. |