Веснина Н.Ю. РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
У ДЕТЕЙ часто нарушается произношение звуков и
их различение на слух. Это называется ФОНЕМАТИЧЕСКИМ СЛУХОМ. Дети затрудняются
сливать два звука, два слога, переключаться с одного звука на другой,
произнести фразу, иногда слоговая структура слов искажается (дерево – девело,
мяч – няч, вагон – гавон, мебель –
небель, купить – пупить и др.).
Они не всегда могут выделять звуки из слов, не
различают звуки «т-д, к-г, х, л», недостаточно озвончают звуки «б, д, г».
Предлагается традиционная работа по развитию фонематического слуха по
возрастам:
На
ранних этапах развития (от 1 года до 3 лет)
1.Привлекать внимание к звучащим
предметам в обиходе. Это могут быть шум удара в железные, пластмассовые,
деревянные предметы, игрушки.
2.Необходимо знакомить с характером звучащих предметов.
3.Определять местонахождение звучащих
предметов – впереди, сзади, справа, слева, наверху, внизу. Прослеживать
взглядом.
4.Различать мужские и женские голоса,
ласковый – строгий тон, различать интонации.
5.Обучать и различать звукоподражания:
голоса птиц, животных, насекомых, музыкальных инструментов и другие шумы.
6.Различать две затем три звучащие
игрушки.
В 4
ГОДА
1.Развивать умения ударять по бубну в
такт.
2.Знакомить с понятием «громко» «тихо».
3.Различать высокие и низкие голоса.
4.Развивать чувства ритма с его
схематическим изображением ! тук !! тук-тук !
!! и т.д.
5.Проводить двигательные упражнения с ритмичным звуковым, словесным
сопровождением.
6.Различать количество звуков – 1, 2 –
много.
7.Повторять звуковой – слоговой ряд: па-па, та-та-та, па-ба, па-ба-па…Игра
«Попугайчики».
8.Выделять – свободно ударные звуки в слогах,
в словах: арбуз, утка, мак, кубик.
В 5
ЛЕТ
1.
Послоговое проговаривание имен детей, слов, состоящих:
- двух одинаковых слогов: - па-па, та-та,
ко-ко;
- двух открытых различных слогов с ритмическими
движениями рук (отхлопывание, отстукивание).
2. Послоговое проговаривание трех, четырех сложных слов (самолет, сковорода,
велосипедист, строительство и др ).
3.
Деление на слоги слов.
4.
Определение количества слогов в слове.
5.
Определение места слога в слове (в начале, в середине, в конце).
6.
«Наращивание» одинаковых слогов к концу слов:
му –
ка пли - та
ру –
ка коф – та
В 6
ЛЕТ
1. Анализ слогов:
- выделение гласного звука в
обратном слоге: АП, УТ, ОК, ИМ.
- определение 1, 2, 3 слога;
- определение гласного звука в
прямом слоге: ПА, ТУ, КО, МИ…
- определение порядка звуков в
слоге.
2. Анализ слов:
- побор слов с заданным звуком: А –
АИСТ, АНЯ…
- знать место звуков в слове: АНЯ,
МАК, ЛУНА…
- выделять согласные звуки в конце
КОТ, ЛУК…
- угадывать все звуки в коротких
словах Д.О.М.
- различать слова, типа: ДОМ-ТОМ,
КОМ – ЛОМ, СУП - ЗУБ, ПОЧКА_БОЧКА,
ПАШНЯ_БАШНЯ;
- различать слова с различными
ударениями: ЗАМО’К-ЗА’МОК, ХЛО’ПОК-ХЛОПО’К, ТА’Ю-ТАЮ’…
Проверьте
фонематический слух!
1) Обследование восприятия и различение
звуков. Ребенку предлагается поднять руку (флажок, звездочку) на
определенный звук (с,а, р…)
2)
Обследование дифференциации звуков в слогах. Обследование проводится на материале
серий из 2 – 3 слогов типа согласный, гласный:
са –
ша – ша па – ба
шо –
со – шо ба – па – ба
су –
цу жу – шу – жу.
3) Обследование дифференциации слов
квазиомонимов, которые содержат:
- артикуляторно далекие, но акустически
близкие звуки, например: крыша
– крыса, нос – нохс, мишка – миска, ужи
– усы.
- артикуляторно близкие, но акустически
далекие звуки, например:
лак
– рак ложки – рожки, игра – игла,
колобок – коробок, лис- рис, юла – Юра.
- артикуляторно и акустически близкие звуки,
например: лиса – лица, сабля – цапля, коза
– коса, лужи – лучи, кочка – кошка, ужи – уши.
Задание.
Давай поиграем, слушай внимательно. Я
буду называть картинки, а ты показывай.
4) Обследование восприятия звуков в словах. Материалом для обследования служат
различные картинки. Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком.
Задание:
Перед ребенком лежат картинки.
-
Покажи картинку, в которой слышишь звук с, з, у, ж, р и т.д.
5) Можно также предложить ребенку повторить
сходные слова, например:
Маша
– Даша – каша, Паша – ваша – наша, Бак – лак – мак – рак.
Этот
прием позволяет выявить не только уровень фонематического недоразвития, но и
степень развития внимания, слуховой памяти.
Играйте,
развивайте фонематический слух!
1.
«Слушай и показывай». На столе – несколько картинок, обозначающих слова,
сходные по звучанию, но разные по значению: нос-нож, усы-уши, удочка-уточка,
дочка-точка, змея-земля и т.д. Взрослый медленно и четко произносит название
картинки, а ребенок находит, показывает ее.
2.
«Кто самый внимательный?». Взрослый
называет ряд звуков (слогов), а ребенок должен хлопнуть в бубен (в ладоши),
поднять флажок, сигнал, если услышит называемый
звук, слог с этим звуком. (с, з, р, ш,
са, за, ра, ша)
3.
«Слушай и повторяй». Взрослый предлагает
ребенку повторить сочетания из 2-х—3-х слогов, состоящих из правильно
произносимых звуков, типа ба-па, па-ба-па. За каждый правильный ответ ребенок
получает фишку. Затем подсчитывается количество правильных ответов.
4.
«Какие подарки принес Буратино». В волшебном мешочке у Буратино разные игрушки.
Он называет их и отдает детям только тогда, когда в их названии дети отгадывают
изучаемый звук.
5.
«Путешествие». Дети отправляются на прогулку в лес. На пути им встречается
ежик, который их не пропускает, а просит вынуть из его иголок картинки с
определенным звуком. Путешествие продолжается. На дороге появляется Красная
шапочка с корзинкой и предлагает детям взять себе игрушки, в названии которых
есть нужный звук. В конце путешествия дети подходят к «волшебному» домику. В
него могут войти только те ребята, которые придумают слова с заданным звуком.
6.
«Волшебный колпачок». На игровом поле находятся «лунки», где нарисованы
картинки, в названии которых имеется изучаемый звук. Волшебный колпачок
попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.
7.
«Вертолина». Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них
нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок,
продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.
8.
«Веселый рыболов». В коробке сложены картинки, в названии которых есть
исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет
их.
9.
«Кто самый внимательный». На столе лежат конверты, в каждом из них часть
разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы,
складывает их и называет картинку.
10.
«Волшебная ромашка». На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым
звуком. Ребенок, «открывая» лепестки, называет соответствующие картинки.
11.
«Загадочный сундучок». В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в
названии которых есть нужный звук. Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее
и называет.
12.
«Украсим нашу елку». На столе устанавливается маленькая искусственная елочка.
Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.
13.
Игра "Наоборот". Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с
заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же
звуком (ша …аш, ра…ар…)
14.
«Найди свою пару». На столе разложены картинки с изображением одного или
нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку,
затем по сигналу взрослого разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были
картинки с одним предметом, а у другого — с двумя-тремя. Затем каждый из детей
называет свою картинку. |