Пятница, 17.05.2024, 05:51

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Новости
Мероприятия, конкурсы [201]
Новости, объявления [53]
Здоровье детей [5]
Питание в детском саду [4]
Психологическая служба [13]
Занятия с логопедом [23]
Спортивная жизнь [6]
Музыкальное развитие [4]

Главная » 2013 » Октябрь » 20 » Развивайте фонематический слух
13:09
Развивайте фонематический слух

Веснина Н.Ю.

РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

У ДЕТЕЙ часто нарушается произношение звуков и их различение на слух. Это называется ФОНЕМАТИЧЕСКИМ СЛУХОМ. Дети затрудняются сливать два звука, два слога, переключаться с одного звука на другой, произнести фразу, иногда слоговая структура слов искажается (дерево – девело, мяч – няч, вагон – гавон,  мебель – небель, купить – пупить и др.).

Они не всегда могут выделять звуки из слов, не различают звуки «т-д, к-г, х, л», недостаточно озвончают звуки «б, д, г». Предлагается традиционная работа по развитию фонематического слуха по возрастам:

На ранних этапах развития (от 1 года до 3 лет)

1.Привлекать внимание к звучащим предметам в обиходе. Это могут быть шум удара в железные, пластмассовые, деревянные предметы,  игрушки.

2.Необходимо  знакомить с характером звучащих предметов.

3.Определять местонахождение звучащих предметов – впереди, сзади, справа, слева, наверху, внизу. Прослеживать взглядом.

4.Различать мужские и женские голоса, ласковый – строгий тон, различать интонации.

5.Обучать и различать звукоподражания: голоса птиц, животных, насекомых, музыкальных инструментов и другие шумы.

6.Различать две затем три звучащие игрушки.

 

В 4 ГОДА

1.Развивать умения ударять по бубну в такт.

2.Знакомить с понятием «громко» «тихо».

3.Различать высокие и низкие голоса.

4.Развивать чувства ритма с его схематическим изображением  ! тук    !! тук-тук    !   !! и т.д.  

5.Проводить двигательные упражнения с ритмичным звуковым, словесным сопровождением.

6.Различать количество звуков – 1, 2 – много.

7.Повторять звуковой – слоговой ряд: па-па, та-та-та, па-ба, па-ба-па…Игра «Попугайчики».

8.Выделять – свободно ударные звуки в слогах, в словах: арбуз, утка, мак, кубик.

 

В 5 ЛЕТ

1. Послоговое проговаривание имен детей, слов, состоящих:

двух одинаковых слогов: - па-па, та-та, ко-ко;

- двух открытых различных слогов с ритмическими движениями рук (отхлопывание, отстукивание).

2. Послоговое проговаривание трех, четырех сложных слов (самолет, сковорода, велосипедист, строительство и др ).

3. Деление на слоги слов.

4. Определение количества слогов в слове.

5. Определение места слога в слове (в начале, в середине, в конце).

6. «Наращивание» одинаковых слогов к концу слов:

му – ка              пли - та

ру – ка              коф – та

 

В 6 ЛЕТ

1. Анализ слогов:

- выделение гласного звука в обратном слоге: АП, УТ, ОК, ИМ.

- определение 1, 2, 3 слога;

- определение гласного звука в прямом слоге: ПА, ТУ, КО, МИ…

- определение порядка звуков в слоге.

2. Анализ слов:

- побор слов с заданным звуком: А – АИСТ, АНЯ…

- знать место звуков в слове: АНЯ, МАК, ЛУНА…

- выделять согласные звуки в конце КОТ, ЛУК…

- угадывать все звуки в коротких словах   Д.О.М.

- различать слова, типа: ДОМ-ТОМ, КОМ – ЛОМ,  СУП - ЗУБ, ПОЧКА_БОЧКА, ПАШНЯ_БАШНЯ;

- различать слова с различными ударениями: ЗАМО’К-ЗА’МОК, ХЛО’ПОК-ХЛОПО’К, ТА’Ю-ТАЮ’…

 Проверьте фонематический слух!

1) Обследование восприятия и различение  звуков. Ребенку предлагается поднять руку (флажок, звездочку) на определенный звук (с,а, р…)

2) Обследование дифференциации звуков в слогах. Обследование проводится на материале серий из 2 – 3 слогов типа согласный, гласный:

са – ша – ша            па – ба

шо – со – шо            ба – па – ба

су – цу                    жу – шу – жу.

 

3) Обследование дифференциации слов квазиомонимов, которые содержат:

- артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки, например: крыша – крыса, нос – нохс, мишка – миска,  ужи – усы.

- артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки, например:

лак – рак  ложки – рожки, игра – игла, колобок – коробок, лис- рис, юла – Юра.

- артикуляторно и акустически близкие звуки, например: лиса – лица, сабля – цапля, коза – коса, лужи – лучи, кочка – кошка, ужи – уши.

Задание. Давай поиграем, слушай внимательно. Я буду называть картинки, а ты показывай.

4) Обследование восприятия звуков в словах. Материалом для обследования служат различные картинки. Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком.

Задание: Перед ребенком лежат картинки.

- Покажи картинку, в которой слышишь звук с, з, у, ж, р и т.д.

5) Можно также предложить ребенку повторить сходные слова, например:

Маша – Даша – каша, Паша – ваша – наша, Бак – лак – мак – рак.

Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического недоразвития, но и степень развития внимания, слуховой памяти.

Играйте, развивайте  фонематический слух!

1. «Слушай и показывай». На столе – несколько картинок, обозначающих слова, сходные по звучанию, но разные по значению: нос-нож, усы-уши, удочка-уточка, дочка-точка, змея-земля и т.д. Взрослый медленно и четко произносит название картинки, а ребенок находит, показывает ее.

2. «Кто самый внимательный?».  Взрослый называет ряд звуков (слогов), а ребенок должен хлопнуть в бубен (в ладоши), поднять флажок, сигнал, если услышит называемый  звук, слог с этим звуком. (с, з, р, ш,   са, за, ра, ша)

3. «Слушай и повторяй».  Взрослый предлагает ребенку повторить сочетания из 2-х—3-х слогов, состоящих из правильно произносимых звуков, типа ба-па, па-ба-па. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Затем подсчитывается количество правильных ответов.

4. «Какие подарки принес Буратино». В волшебном мешочке у Буратино разные игрушки. Он называет их и отдает детям только тогда, когда в их названии дети отгадывают изучаемый звук.

5. «Путешествие». Дети отправляются на прогулку в лес. На пути им встречается ежик, который их не пропускает, а просит вынуть из его иголок картинки с определенным звуком. Путешествие продолжается. На дороге появляется Красная шапочка с корзинкой и предлагает детям взять себе игрушки, в названии которых есть нужный звук. В конце путешествия дети подходят к «волшебному» домику. В него могут войти только те ребята, которые придумают слова с заданным звуком.

6. «Волшебный колпачок». На игровом поле находятся «лунки», где нарисованы картинки, в названии которых имеется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.

7. «Вертолина». Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.

8. «Веселый рыболов». В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет их.

9. «Кто самый внимательный». На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.

10. «Волшебная ромашка». На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, «открывая» лепестки, называет соответствующие картинки.

11. «Загадочный сундучок». В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть нужный звук. Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.

12. «Украсим нашу елку». На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.

13. Игра "Наоборот". Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком (ша …аш,   ра…ар…)

14. «Найди свою пару». На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу взрослого разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого — с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку.

Категория: Занятия с логопедом | Просмотров: 675 | Добавил: Sandra | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наша гордость:

Поиск

Какой раздел сайта для Вас наиболее интересен?
Всего ответов: 43

Copyright MB DOY 252 © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz